Требования к маркировке продуктов для торговли на вынос

Требования к маркировке продуктов для торговли на вынос


Маркировка.jpgЕсли ваша компания работает в сегменте «take away» или осуществляет доставку своей пищевой продукции клиентам, то она должна подчиняться жестким требования к упаковке и маркировке такой продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Он является обязательным к исполнению на территории нашей страны уже несколько лет, с 15 февраля 2015 года.

 Это требование следует из статьи 1.п.2 регламента:

«Настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства». 

Получается, что вся доставка, кофе, который клиент уносит с собой в бумажном стаканчике или пирожное должно быть маркировано согласно положениям данного регламента. Давайте посмотрим, что это за требования и как им следовать.

Транспортная упаковка и упакованная продукция


Регламент разделяет маркировку упакованной продукции и продукции, помещенной в транспортную упаковку (временная упаковка для транспортировки пищевой продукции).  Маркировка транспортной упаковки проще, в ней всего 7 пунктов, в отличии от 11 пунктов для упакованной продукции. Но «в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи», т.е. она должна маркироваться так же, как и упакованная продукция.

С одной стороны, пончик в коробке или кофе в стаканчике (транспортной упаковке) не предназначен для дальнейшей фасовки, а значит, под этот пункт еда на вынос не подпадает. С другой стороны, на упакованной в транспортную упаковку блюдах нет другой маркировки, а весь регламент сводится к тому, что потребитель должен получить полную информацию о продукте. Снова получается неоднозначное трактовка требований, что может послужить основанием для коррупционной составляющей со стороны проверяющих органов. Поэтому мы все-таки рекомендуем даже на транспортной упаковке наносить полную маркировку, соответствующую техническому регламенту ТС 022/2011. 

Что наносить на маркировку


Регламент разделяет информацию, которой нужно снабжать продукцию на две части – неотделяемую, и ту, которую можно напечатать на вкладыше.

Пункт 4.12.2 говорит, что «Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 – 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено». Это:

  • наименование пищевой продукции,
  • дата изготовления,
  • срок годности,
  • условия хранения,
  • компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний.  

Формула «удаление маркировки должно быть затруднено» означает, что эта информация должна быть напечатана прямо на упаковке или приклеена к ней этикеткой. 

В пункте 4.12.3 сказано, что  «сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 – 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице. Это:

  • Состав пищевой продукции
  • Количество пищевой продукции
  • Наименование и место нахождения изготовителя
  • Рекомендации и (или) ограничения по использованию
  • Показатели пищевой ценности пищевой продукции
  • Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов
  • Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза;

Указанные сведения могут быть напечатаны как на упаковке или этикетке, так и приложены в виде вкладыша. Хорошим вариантом при этом будет напечатать такую информацию на кассовом чеке и выдать покупателю вместе с товаром.


Сертификация маркируемой продукции – единый знак обращения продукции на рынке

 

Самое сложное в маркировке начинается именно с последнего пункта в списке информации для маркировки. Это так называемый «единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза»
Все знают, как он выглядит, потому что постоянно встречают его на упаковке:

EAC.jpg

 

Но на самом деле наносить его можно на упаковку только сертифицированных продуктов. Это отражено в положении «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения (с изменениями на 17 марта 2016 года)»: 

«Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе».

Вот и получается: хочешь торговать продукцией на вынос – печатай маркировку по требованию. Хочешь печатать маркировку по требованию – сертифицируй ту продукцию, которой торгуешь на вынос.

Процедура сертификации добровольная и не сложная, занимает несколько дней и для сравнительно небольшого ассортимента может стоить 4-15 тыс. в зависимости от региона и срочности процесса сертификации.

Ответственность за нарушение требований к маркировке

За несоблюдение требований Технических регламентов Таможенного союза установлена административная ответственность в соответствии с ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.


Административный штраф:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Контролем за выполнением требований к маркировке пищевой продукции занимаются местные органы Роспотребнадзора, которые могут действовать как самостоятельно, так и реагируя на жалобы потребителей. Поэтому если вы торгуете пищевой продукцией не в заводской упаковке и при этом потребитель может забрать ее с собой, то ознакомьтесь заранее с требованиями ТР ТС 022/2011. Выполнить их не сложно, а вот штрафы за нарушение вполне могут разорить малый бизнес.

Наша система автоматизации для небольших точек общественного питания iRECA.Solo позволяет отражать состав продукции, например в наименовании позиции, прямо на кассовом чеке.  Также, при дополнительной настройке программы состав можно выводить и в отдельном поле. Это поможет хотя бы частично закрыть все вопросы по маркировке продукции «на вынос».



0
Гость
Но пункт 6 части 4.12 ТР ТС 022/2011 гласит: Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.

Из этого следует, что информация по тому же кофе, который клиент захочет унести с собой, может быть доведена любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции, то есть если сведения п.1 части 4.1 и п.13 части 4.4 будут размещены на информационных листах, с которыми потребитель может ознакомиться, то этого вполне достаточно.
Имя Цитировать 0
0
Алексей Борщов
Цитата
Гость пишет:
Но пункт 6 части 4.12 ТР ТС 022/2011 гласит: Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.

Из этого следует, что информация по тому же кофе, который клиент захочет унести с собой, может быть доведена любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции, то есть если сведения п.1 части 4.1 и п.13 части 4.4 будут размещены на информационных листах, с которыми потребитель может ознакомиться, то этого вполне достаточно.
Добрый день. Ну это уже начинаются игры в "верю-не верю". А играть придется с проверяющими. Как он сможет убедиться, что информационные листки, причем на каждый вид продукции на вынос, видны, доступны и обеспечивают потребителю ту самую "возможность обоснованного выбора"?
Имя Цитировать 0
0
Гость
Цитата
Алексей Борщов пишет:
Цитата
Гость пишет:
Но пункт 6 части 4.12 ТР ТС 022/2011 гласит: Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.

Из этого следует, что информация по тому же кофе, который клиент захочет унести с собой, может быть доведена любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции, то есть если сведения п.1 части 4.1 и п.13 части 4.4 будут размещены на информационных листах, с которыми потребитель может ознакомиться, то этого вполне достаточно.
Добрый день. Ну это уже начинаются игры в "верю-не верю". А играть придется с проверяющими. Как он сможет убедиться, что информационные листки, причем на каждый вид продукции на вынос, видны, доступны и обеспечивают потребителю ту самую "возможность обоснованного выбора"?
Ну только судиться, по другому никак. Вот пусть Роспотребнадзор судиться и убеждает что не смог убедиться в этом.
Имя Цитировать 0
 
Текст сообщения*