Изменения в порядке проведения "Контрольных закупок"

Изменения в порядке проведения "Контрольных закупок"


Контрольная закупка.jpg18 апреля 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который изменил порядок проведения контрольных закупок, осуществляемых Роспотребнадзором. Давайте посмотрим, в чем суть этих изменений и чем это грозит предпринимателям.

Порядок проведения мероприятий государственного контроля (надзора) определяется в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статья 16.1 которого посвящена описанию процедуры проведения «Контрольной закупки». Именно в этой процедуре и произошли изменения, а именно фраза «….проводится по согласованию с органами прокуратуры» заменена на «…с одновременным извещением органа прокураторы». Теперь для проведения «контрольной закупки» Роспотребнадзору не нужно дожидаться согласования от прокуратуры на такую операцию и будет достаточно ее об этом уведомить.

Также в качестве оснований для проведения контрольной закупки добавлен еще один пункт - «нарушение требований к маркировке товара». Он дополнил список оснований, состоящий из:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

И если пункты «а» и «б» этой статьи все-таки мало применимы к большей части предприятий торговли, то пункт «в» (нарушение прав потребителей) и «г» (нарушение требований к маркировке товара) могут послужить причиной для «контрольной закупки» в очень широком спектре случаев.

По пункту «в», «нарушение прав потребителей», основанием для начала контрольных мероприятий со стороны Роспотребнадзора становится жалоба клиента, в которой он укажет, что к вам уже обращался и ваша компания не рассмотрела его заявление. Что в вашем случае может стать причиной такого обращения решать вам, но становится очевидным, что с такими недовольными клиентами нужно все-таки решать вопросы «полюбовно» до их эскалации на уровень Роспотребнадзора. Ну или по крайней мере тщательно документировать все такие обращения, всегда отвечать на них в установленный сроки и продумывать формулировки в ответах.

Включение пункта «Нарушение требований к маркировке товара» вводится для поддержания процесса внедрения требований к упаковке и маркировке пищевой продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Он является обязательным к исполнению на территории нашей страны уже несколько лет, с 15 февраля 2015 года. Мы уже обсуждали требования этого регламента в нашей прошлой статье. Теперь, при выявлении нарушений требований к маркировке, Роспотребнадзор имеет право произвести контрольную закупки такой продукции и уже с составлением протокола возбудить дело об административном правонарушении. Каким образом будет выявлено такое «первичное» нарушение законом не оговаривается, что дает контрольным органам большую свободу в вариантах действий.

Поправки к закону о контрольных закупках серьезно расширяют полномочия Роспотребнадзора по проведению проверочных мероприятий. А при таких проверках выявляют все нарушения, а не только те, которые стали основанием для нее. Поэтому мы рекомендуем малым предприятиям провести внутреннюю ревизию на соответствие своих процессов требованиям законодательства. И в первую очередь уделить внимание кассовой дисциплине и требованиям к маркировке пищевой продукции при торговле на вынос. Наша компания поможет вам в решении этих вопросов.